Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

статьи - press

2014 Николай Корнацкий "Известия"

Николай Корнацкий "Известия" июнь 2014

- Вы часто бываете со своими мультфильмами на зарубежных фестивалях. Скажите, как за границей относятся к отечественной анимации? Насколько мы здесь «свои»?

- В начале 90–х, на волне перестройки нас очень любили. Сегодня мы им всем надоели своими детскими сказочками. Если стоит в жанре «tale» или «fairy tale», то несмотря на все достоинства на ряд фестивалей тебе дорога заказана. Это тенденция не только больших, коммерческих кинофорумов, вроде Аннеси – у них много спонсоров, они завязаны на прессе, конечно, им нужно что-то «жареное». Про сказочку писать не интересно.

Но и на менее коммерческих фестивалях, например в Варне (я там был в сентябре) все равно популярны фильмы мрачные, депрессивные, ненарративные. 90 процентов всей конкурсной программы – мрачное «не про что», или про неврозы. Процесс идет давно, и в 90-х такого кино было много, но постепенно мрак вытесняет все остальные жизнеутверждающие сюжеты. Это не модно сейчас.

Ведь в основном кто снимает авторское кино? Молодежь. На нем много денег не заработаешь. Аниматоры подрастают, уходят в бизнес и авторское кино делать перестают. И я вот представляю себе такого молодого начинающего режиссера. Он и хотел бы снять добрый фильм про любовь и облака, но боится, что коллеги ему скажут: «Фе, что это ты тут слюни для девчонок разводишь?». Вот он и старается.

- А какое вам кино ближе? Как вы бы определили жанр, в котором работаете?

- Такой театр абсурда. Наиболее близкий аналог – клоунада Славы Полунина. У меня, видимо, есть врожденное чувство к абсурдному, восприятие юмора абсурда. Это как музыкальный слух. Очевидная глупость – она объективно смешна.

Сатиры я стараюсь избегать и обходиться просто юмором. Мне кажется, это компромисс с собственным вкусом. Не смог придумать смешно, поэтому решил критиковать. Я бы хотел, чтобы мир на экране был как можно дальше от действительности. Полностью, конечно, уйти не удается. Я часто использую «физиологический юмор» - трудно придумывать гэги совсем вне реальности. Я просто установил правило, что в моем мире это можно. Меня всегда вдохновляли Брейгель или Босх, но я старался прибавить позитива.

У меня есть ряд вполне очевидных месседжей, которые я стараюсь проводить в своих мультфильмах. Насчет природы и невинности человеческих отношений. Мне кажется, стоит сохранить наивное, детское восприятие жизни. Уход от прогресса. Неслучайно, я избегаю во всех историях примет современной цивилизации. Разве что в «Медленное бистро» у меня появляется автобус, а в «Приливах туда-сюда» - колесный пароход. И, наверное, на этом все. У меня ощущение, что без всего этого лучше. Вернуться к природе.

- Вы по образованию астрофизик, но почему-то у вас в мультфильмах никогда не бывает космоса.

- Космос слишком холодный. А мне хочется чего-то уютного. У меня снега-то практически не бывает.

- Кто ваш потенциальный зритель?

Либо ребенок, либо взрослый, который не ищет смыслы и готов к тому, чтобы его рассмешили.

- У вас уже сложившийся мир, в котором вы давно и успешно работаете. Как у вас получается не навязывать ученикам собственное видение?

- А я стараюсь навязывать (смеется). Кто-то же должен продолжать делать то, что мне нравится. Почему у других есть последователи, а у меня их быть не может. Леонид Шмельков делает то, что мог бы сделать я. Его жена, Саша Шадрина, очень талантливый режиссер, но уже долго не снимает, так как двое детей. Соня Кендель.

- Сейчас вы снимаете новый мультфильм «Скамейки». События будут разворачиваться в том же мире, что и в последних мультфильмах: «Приливы туда-сюда», «Длинный мост в нужную сторону», «Бум-бум, дочь рыбака»?

- Более стилизованные персонажи, предназначенные для того, чтобы разыгрывать какие-то смешные ситуации. Не факт, что у них будет одинаковое количество конечностей, глаз, носов. Ровно столько, сколько понадобится.

- Деньги на мультфильм вы решили собирать с помощью краудфандинга. Уже есть какие-то результаты?

- Деньги моего индивидуального предприятия, в том числе на фильм, остались в «Мастербанке» - вкладчикам все вернули, а клиентам не обещали. Друзья и предложили, а я поддался, хотя мне очень не хотелось. Довольно быстро обнаружил, что ничего из этого не получается. Уже почти четыре месяца, а не удалось набрать и половины суммы. Раньше у меня были иллюзии, что то, что я делаю, кому-то нужно, а теперь знаю, что это нужно во всей стране примерно 200 людям (смеется). Лайки ставят сотни людей, а скидываются единицы.

Тем более у меня нет специальной команды, которая бы постоянно продвигала это дело, придумывала новые акции. Мой единственный способ привлечения средств – это напоминание друзьям в социальных сетях. Я не музыкант, у меня нет многотысячных концертов, где бы я мог объявлять о проекте. Я провожу мастер-класс, после которого прибавляется максимум один человек.

Среди моих знакомых, успешный краудфандинг происходил благодаря одному человеку. Саша Бубнов долго собирал на полный метр «Шерлок Холмс и черные человечки», долго это тянулось, пока не появился один инвестор и все не оплатил. Также с Ирой Литманович и ее «Облаками ручной работы».

История с Гарри Бардиным – скорее исключение. Ему очень помог резонанс в прессе, и сбор шел по телевизору в прямом эфире. Как шоу.

- Сейчас активно обсуждается вопрос об отдельном телеканале отечественной анимации. Ваше мнение?

- Я не в каких обсуждениях не участвовал. На мой взгляд, канал нужно, чтобы все фильмы, снятые на деньги Министерства культуры, могли свободно и бесплатно смотреть люди, собственно налогоплательшики. Благодаря каналу можно было проводить рейтинги и опросы, определять зрительские симпатии и популярность того или иного мультфильма. Желательно, чтобы параллельно работал сайт с аналогичными функциями.

- Сейчас главный источник авторской анимации – это интернет. Вы один из первых профессиональных аниматоров, которые стали свободно выкладывать свои произведения. Расскажите, почему?

- Я снимаю мультфильмы для того, чтобы люди смотрели, тем более заработать на них все равно невозможно. Зачем жадничать? На мой взгляд, студии вообще не имеют морального права не показывать то, что снято на деньги налогоплательщиков. Наверно, это даже стоит узаконить, как в других странах. Например, во Франции есть специальные киноклубы, где бесплатно показывают снятую на государственные деньги анимацию.

Мое личное мнение. Я принципиальный противник интеллектуальной собственности. Любой создатель, художник или музыкант, должен получать за свою работу сразу. Вот я нарисовал логотип слоненка «Денди». Мне раз заплатили, и больше я о нем не беспокоюсь. Я снял за госденьги мультфильм – мне говорят за него спасибо, и все, я могу расслабиться. Теперь это национальное достояние. Как в науке – придумал теорию относительности, на конференции рассказал, и открытие тебе больше не принадлежит. Просто все знают, что оно твое, и ты молодец. Желание получать дивиденды, мне кажется, это стяжательство, которое в корне своем безнравственно и обществу вредит. Люди вынуждены постоянно думать о прибыли, а это неправильно.