МИЛЫЙ БРЕД - Михаил Алдашин. 2004
Фрагмент статьи «Маленькие миры или ниндзя в Выборге»
Фильм Ивана Максимова «Ветер вдоль берега», фильм добрейший, милейший, ироничнейший и при этом немного… грустный.
Доброта и «милота» происходят от фирменных Ваниных персонажей, которых он последовательно плодит из фильма в фильм на протяжении всего своего творческого пути.
Я думаю, что рано или поздно искусствоведам вместе с зоологами (или кто там ещё для этого нужен?) придётся заняться классификацией и описанием максимовского бестиария: добродушные полупупсы-полущенки, мини-лолиты, носатые птицы, головастые улиточки и прочие милые твари населяют Ванин мир, роются в песке, ныряют, летают по ветру, лепят куличики и рушат собою дома с методичностью метронома (фильм музыкальный, и изображение просто таки свито в косичку с импровизацией Даниила Крамера и Алексея Кузнецова на тему Чика Кореа).
После фильма остается лёгкое ощущение бреда от всего увиденного… но - милого бреда, сродни тому, что ощущаешь, проснувшись и вспомнив приятный сон.
Короче, что только не понапридумывал этот изобретательный Максимов! Пересказывать сюжет в данном случае - дело неблагодарное и ненужное. Его там нет. Посмотрите, и всё поймёте. Лишний раз убедитесь как буквально из Ничего, из воздуха, читай - из ветра, делается Что-то, что даже у унылых людей вызывает улыбку. А это искусство.
Так или иначе, но дети в зале «Полтинника» смеялись, и - не где попало. А детский смех стоит дорого, особенно если учесть что «Ветер вдоль берега» фильм не совсем детский (скажем так), - практически бесцветный, графичный, лишённый привычно приписываемых детскому кино необходимых составляющих: ярких красок, голубых глазок, розовых щёчек и т.д.
По сумеречному (или предгрозовому?) небу летит всяческий мусор, иногда осязаемо ощутимый, «как в жизни», скудные пейзажи с нелепыми убогими постройками должны бы вызвать тоску… Не вызывают. И слава Богу. Но по-хорошему - грустно. Или печально. И печаль Максимова светла. Ему и грустно, и смешно… Что там ещё подходящее у классиков? Осмелюсь так же сравнить созданный Максимовым-аниматором мир, его природу и его состояние с миром чаплинских героев. Ему удалось показать, вернее, дать ощутить безграничный простор, не разрушив при этом своеобразный уют изображения…
Пожалуй, тут я лучше остановлюсь, это уже сугубо личное.