Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

статьи - press

2005 Мария Терещенко "Газета" №181

"Автор должен быть рад, когда его перегоняют направо и налево"
Иван Максимов - "Газете" 09.2005

Обладатель многочисленных международных наград Иван Максимов привез на «КРОК» свой фильм «Ветер вдоль берега», уже получивший полтора года назад главный приз в Суздале. С Иваном Максимовым поговорила корреспондент Газеты Мария Терещенко.

- Почему в конкурсе «КРОКа» представлен не самый поздний ваш фильм «Потоп», а «Ветер вдоль берега»?

- «Потоп» был просто сделан по ходу: поскольку есть возможность делать фильмы, я их делаю. Но не всякий фильм получается хорошим. Не потому, что я расслабился, а потому, что изначальная идея была недостаточно интересной, чтобы из нее получилось хорошее кино. Поэтому «Потоп» я стараюсь особенно не афишировать и не показывать. Не то чтобы мне было стыдно – там тоже есть вполне приличные куски. Но это все-таки не то, что хочется.

- В «Ветре» важную роль играет музыка. Вы долго ее искали?

- С музыки все начиналось. Я услышал эту музыку и решил на нее делать фильм. А потом уже придумал, что будет в этом фильме, чему он будет посвящен.

- Как вы пришли в анимацию? У вас же первое образование техническое?

- Ну да, я закончил физтех, работал в Институте космических исследований Академии наук СССР в отделе радиоастрономии. Потом узнал случайно, что существуют Высшие режиссерские курсы, на которые принимаются люди с любым высшим образованием. И это была возможность проявить себя как гуманитарий. Если коротко, то я ею и воспользовался. А если длинно, то я познакомился с Юрием Норштейном, когда его дочка училась в подшефной школе нашего института. Они устраивали некий вечер и пригласили как шефов наш комсомольский творческий актив. У нас там был один музыкант, а я рисовал. Туда же пригласили и Норштейна. Он приехал с ныне покойным оператором Жуковским, и они рассказывали, как у них растет не по дням, а по часам «Шинель». Насколько я помню, это была середина 1980-х, тогда они еще продолжали снимать. Мне Норштейн объяснил, что есть такой Иосиф Яковлевич Боярский, который администрирует отделение анимации на Высших курсах. Эти курсы тогда были целевыми – по заказу от студий. Набиралось столько студентов, сколько заказывает студия. На одно такое место я и попал.

- Ваши фильмы стоят несколько особняком в российской анимации - нет ощущения, что вы продолжаете ее добрые традиции...

- Никакой преемственности нет, я в основном копировал зарубежные образцы. Мы очень много смотрели на курсах и быстро набирались опыта. На меня произвели тогда большое впечатление Валериан Боровчик, Ян Леница, Владислав Старевич. И некоторые наши мульты тоже очень нравились. Ефим Гамбург – «Шпионские страсти», «Ограбление по...». Норштейн, конечно, «Винни Пух» Федора Хитрука.

- Мне вот абсолютно непонятно, как можно делать фильмы, если в готовом виде они ложатся на полку.

- А у нас так организовано, что люди получают все материальные блага в процессе работы. Что будет дальше – это уже другая жизнь.

- То есть вам не важно, увидит ли кто-нибудь результат?

- Мне важно, конечно. Поэтому я раздаю направо и налево диски, вывешиваю в Интернете (фильмы вывешены на vision.rambler.ru. – Газета). Радует, что на черном рынке это все продается. Меня эта жлобская коммерция с авторскими правами очень раздражает. Я считаю, что это аморально. Автор должен быть рад, когда его перегоняют направо и налево. Значит, он пользуется спросом, а это гораздо важнее, чем любые деньги.

- Но кушать же автору тоже хочется.

- Для этого можно заняться каким-то другим делом. Делать табуретки, например. Или рекламу.

- И вы можете в перерывах между фильмами делать табуретки?

- Да, могу. У меня кино практически не отнимает времени. Основной же процесс делают аниматоры. Мне остается только правильно дать им задание и правильно потом смонтировать. По сравнению с работой мультипликатора, который делает все движения, моя работа гораздо меньше отнимает и времени, и сил. Можно все придумать и нарисовать за один день. Все зависит от технологии. Если фильм легко рисованный, все можно за один день сделать, тут же отдать аниматорам. Они через месяц приносят материал, ты еще один день монтируешь, и все - кино готово. Все остальное время я могу делать табуретки расписные.

- И много вы сделали табуреток?

- Нет, я пока обхожусь рекламой.
=========================

Иван Максимов (р. 1958) – входит в число самых премированных и известных российских аниматоров. Большой успех принес ему, тогда еще начинающему мультипликатору, фильм «Болеро» (1992), который получил не только «Нику», но и берлинского "Золотого медведя". Среди других работ – "5/4", "Провинциальная школа", «Медленное бистро», «Ветер вдоль берега» и компьютерная игра "Полная труба".