Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 
поддержать сайт ivanmaximov.ru
 
Яндекс-деньги  100р.
с карты Visa и MasterCard
 
 

 

 

 

 

.

статьи - press

"Полная Труба". 5 статей и обзоров

 (С) Lonesome, октябрь 2003
"Полная Труба"

Pipe Studio / 1C, выход - ноябрь 2003

Непринуждённая... беседа с главдизайнером "Полной Трубы" Андреем Головлёвым

Они собираются в комфортабельном подвальчике: сначала он, Эндрю, потом программисты, аниматоры, и, наконец, как дар небес, появляюсь я, причём, что странно, именно как обещал, ровно в нуль-нуль.
Мило тут у вас, говорю. Хозяин мне в ответ улыбается.
И налево, и направо видны комнаты. Минуя их, я прохожу в самое сердце обиталища Pipe Studio, мимо уютного кабинетика Максимова, который пока не здесь - путешествует за вдохновением.
Ну, вот я и в Трубе
Может быть, вам известно, что впервые проект появился семь лет назад. Но до сих пор при желании можно отыскать и страничку, и даже первую, совсем крошечную демку игры, с уровнем, который, существенно изменившись, вошёл и в теперешнюю, полную "Трубу". Хотя это лишь маленький кусочек мира, куда попадает (на самом деле падает, причём всё глубже) главный герой -- Дядя. И всего пара персонажей из почти полусотни, которыми теперь населил "Трубу" Иван Максимов.

- Во-первых, затеял всё это... кто?

Андрей Головлёв: Мы с Максимовым вместе. Как-то на премьере очередного Ваниного мульта я подошёл к нему и сказал: давай сделаем игру. Он ответил - давай.

- Идея родилась ещё в 96-м?

Ан.Г.: Идея - да, но конкретный сценарий - год назад. Придумывали вместе с Максимовым в неформальной обстановке, потом для каждой сценки нарисовали эскиз, развесили всё это на стене, стали двигать, перемещать, компоновать, потом, когда всё более-менее устоялось - Иван стенку сфотографировал. Ну а дальше ты знаешь.. :)

- А откуда вообще появилась такая идея?

Ан.Г.: Персы - из Ваниной головы, идеи по игре - совместные. А когда всё было пришпилено к стенке - там вообще коллективное творчество пошло... Но первая демка и сопровождавший её арт мало похожи на то, что получилось теперь.

- Про славное прошлое поговорим? Про Максимова то все знают. Знаменитость.

Ан.Г.: А я в "Никите" 8 лет играми занимался, штук 5-6-7 сделал... Детские: "День Рождения", "Бармалеи" там всякие...

- Уже после "Перестройки"? *

Ан.Г.: Ага, после..

- Некоторые, как, например, Lexis Numérique, от детских игр подаются в триллеры вроде "Молчания ягнят". Не тянет?..

Ан.Г.: Пока нет.

- ... Иван будет слонов страшных рисовать, вы спецэффекты всякие придумаете...

Ан.Г.: Иван говорит, что никогда страшных слонов рисовать не будет.

- А "Школа"? **

Ан.Г.: Говорит, ничего страшного (хотя я с ним не согласен :)) У учителя просто было трудное детство...

Удивительный факт для Российского геймдева.

Кажется, впервые в истории нашего игростроения компьютерная игрушка так активно рекламируется на телевидении. Да ещё на музыкальном!

- МТВ со слона и началось?

Ан.Г. : Да, МТВ было организовано с целью показа "Школы" ;)

- Когда и куда (в чью... голову) пришла мысль порадовать поколение зрителей МТВ безумным квестом ?

Ан.Г. : Мысль пришла в Иванову голову по весне. А на следующий день мы договорились о встрече в МТВ, передали версию игры. А ещё через пару недель мне домой, в 12 ночи, звонит вице-президент МТВ и говорит, что они очень бы хотели поиметь 10 роликов из Полной Трубы в своём эфире.. А дальше всё просто. Пара месяцев переговоров, месяц авральной работы над роликами и, когда уже никто не верил, что всё это состоится - ролики пошли в эфир.
Работать с МТВ интересно, там живая творческая атмосфера, на просмотр роликов собирался народ, тут же давали клички своим коллегам из "Трубы": Вуглусед, Батута.. Надеюсь, наше сотрудничество с МТВ будет продолжаться, есть кое-какие совместные задумки на будущее..

- Ролики, джинглы? Может быть, даже программы (боюсь и предположить, какие...)?

Ан.Г. : Не только ролики... Есть идея скрестить компьютерную игру с шоу в эфире..

- Как "Кузю"?

Ан.Г. : Нет. Мы сейчас рассматриваем много разных вариантов.. Но всё это пока в стадии проработки...

Потому и не кусают (с)

Возможно, вы в курсе, что Иван Максимов много чего рисовал и для рекламы, и для МТВ... Немало его мультов получали призы на фестивалях (не только анимации). А совсем недавно закончен ещё один мульт, "Медленное бистро". Неспешно рисуется новый, "Ветер вдоль берега", на музыку Чика Кориа.

Ан.Г.: Параллельно с игрой Иван сделал новый фильм "Медленное бистро". Как тебе "Бистро"?

- Здорово. Хотя "страшные слоны" там есть...

Ан.Г.: Художник не отвечает за то, как воспринимают его работы... он может думать одно, а зрители - другое - и это по-моему хорошо... а вот продюсер - обязан! :)

- Зато там есть ритм, и оторваться невозможно.

Ан.Г.: Передам Ивану, он оценит.

Уже помянутый француз (мсье Вьенно его звать) говорит, что его привлекает поиск чего-то нового. Там, конечно, не тут, но всё же.
"Труба" ни на что не похожа, это андеграунд. В ней огромное число персонажей (причём разных!) для столь недлинной, в общем-то, "Трубы" как мира, музыка - не задорные компьютерные ритмы, а настоящие импровизации. Джаз, однако. В исполнении Анатолия Герасимова, который просто дал целую кипу своих дисков, выбирайте... И мне, как и Эндрю, кажется, будто музыка там всегда и была.

- В "Трубе" много персонажей из мультов Ивана (кроме Пионэра)?

Ан.Г.: А вот кроме Пионэра и не припомню... больше нет. У Ивана в голове таких персонажей целая армия, он сходу может сесть и нарисовать...

- А Мамаша?

Ан.Г.: Мамаша - full pipe original... не припомню, чтоб где... Вообще, я так думаю, все эти персонажи своими прообразами имеют реальных персонажей, человеческих... просто лишняя пара-тройка рук или ног выражает их присутствующую, но невидимую сущность... :)

- Так много всего поместилось в "Трубе", что-нибудь пришлось выбросить, чтобы настрой не ломало, оставили (из жадности) на следующую игру?

Ан.Г.: Выбрасывать пришлось, и немало... некоторые персы не вписывались в ход игры, рисовались новые, с требуемыми качествами... Например, хотели вставить перса: голова мальчика в кепке - а ниже только пружинка с тапочком :) - из Ваниного мультфильма "5/4". Хотели сделать с этим персом аркаду - но не смогли придумать играбельную - пришлось от него отказаться...

- Ужас какой, бедный мальчик...

Ан.Г.: А некоторым девочкам такие нравятся... :)

Глубина умности

На мой взгляд, игра всегда собирается из малюсеньких кусочков. И многие из них вроде бы совсем крошечные, ранят прямо в сердце. "Труба" именно такая. Куда ни глянь: общение подземных обитателей, то, что происходит при появлении Дяди - всё это собрание добрых, нелепых, красивых мелочей. Даже паззлы (в том числе "аркадные") составлены так, что хочется их повторить.

- Задачки -- заслуга дизайнера? Кто их придумывал?

Ан.Г.: А вот вместе сидели и придумывали: один одно скажет, другой другое - глядь - и нифига не вышло... потом по новой.. Что-то оставляли сознательно на "потом", когда игра вчерне будет собрана..

- Мне, например, больше всего качели нравятся... почему-то.

Ан.Г.: Качели - заметь - это первый в мире симулятор качелей... наверное :)

- Главное, очень правдоподобный.

Ан.Г.: Вот так с Трубой всё время происходит - одним одно нравится, другим другое... В Трубе заложено много всяких идей, образов, намёков... это всё действует на уровне подсознания

- Не кажется, что аркады проще загадок?

Ан.Г.: Аркады в квестовой игре - вещь своеобразная. Они не должны быть, на мой взгляд, настолько сложными, чтобы мешать играть тем квестолюбителям, которые не очень любят аркады. Кроме того, мы проводили довольно обширный внешний бета-тестинг как раз с целью настроить аркады по сложности. На мой взгляд - пусть лучше для кого-то аркады покажутся простыми, чем непроходимыми - это для квеста..

- Но Труба ведь совсем не детская, правда?

Ан.Г.: Это правда..

Неподдельная ржавость

- В "Трубе" невероятно фотографичные фоны, сложно такое нарисовать. Пришлось, наверное, полазить, чтобы нафоткать стен, потрескавшихся бетонных полов, дореволюционных чайников и т.п. ?

Ан.Г.: Что-то нарисовано, что-то на Арбате сфотографировано.. Арбат - только снаружи "выглядит", а зайдёшь во дворик - труба. У Ивана есть целая галерея фоток с разными подворотнями, обшарпанными двориками и т.д. ...везде только трубы... если приглядеться.. это есть суть города - трубы.

- "Весь мир - труба" (с) Pipe Studio

Ан.Г.: :))

Трубы дуры, Дядя - ..молодец!

Ну вот, теперь вы непременно побываете в "Трубе" лично, полюбите её не только по историям, фоткам её жителей, атмосфере и образам, которые живут сами по себе, живут в "Трубе", а по пересказам и за её пределами. Так что выход один - спуститься туда самому и посмотреть, потрогать, послушать всё это безумие.

=======================================================

www.travel.ag.ru
В мире полно загадочных вещей, которые бессильна объяснить даже сделавшая гигантский прыжок вперед наука. Мы посылаем зонды на Марс, создаем вещи, невидимые для невооруженного глаза, и даже подходим близко к исполнению божественных функций по сотворению жизни. Но выяснить, почему утром в ящике лишь непарные носки, куда деваются со стола ручки с карандашами, и, наконец, почему в холодильнике нет купленного вечером пива - увы, невозможно. Очевидно, что источник этой диверсионной деятельности - То Самое Необъяснимое, Неуловимое и Загадочное, о котором все знают, но никто никогда не видел. Это наверняка и к лучшему, кто знает что с вами случится после познания Того Самого и понравится ли сей непохожий мир среднестатистическому обывателю. Но если вы сильны духом, психически устойчивы, любопытны и готовы, не раздумывая, туда заглянуть - Полная труба для вас. Хотя, возможно, прежде чем лезть куда-либо, стоит хорошенько подумать о путях к отступлению.

Мог ли знать Дядя, простой и наивный обыватель, ринувшись за своим любимым тапочком, похищаемым Тем Самым, что он окажется, подобно Алисе, в странном и чудесном месте? Мог ли он предположить, что под его кроватью есть люк в "Трубу" - мир с уникальными, не похожими ни на кого персонажами? Больше всего они напоминают существ, созданных фантазией Туве Янсон, - муми-троллей и мечту моего детства - плюшевого "Overlord" из Starcraft. Главный художник проекта, Иван Максимов, вместе со своими коллегами вложили во внешний вид и анимацию персонажей немало труда, сделав ее не просто изображением, но и логикой действа.

На огромном надутом животе Батуты так и хочется попрыгать, а пройти мимо, не дернув за хвост Висюнчика и не попытавшись всунуть в Дядю-Ящика все, что только возможно, просто не выйдет. Для решения задачек "Трубы" следует отдаться "инстинктам" и ассоциациям, иначе все превратиться в скучный перебор вариантов. Этот эффект еще более усиливает отсутствие всяческих описаний, диалогов и иных фильтров; между вами и этим странным миром нету ничего, никаких помех фантазии и восприятию. Фантазия решает все, - для кого-то речь персонажей - это лишь обрывки фраз и мычание из разряда: "Уммм... Э-а... Агу", для остальных - нечто большее, как и сами образы. Последние сумеют опознать в жителях "Трубы" не просто бредовые мысли коллектива Pipe Studio, а своих окружающих, и, возможно, даже себя самих. Для них станут очевидными причинно-следственные связи этого, на первый взгляд, нелогичного и неправдоподобного места, а игра перешагнет рамки "прикольного и укуренного" мультяшного "квеста".

Авторам удалось сотворить на редкость цельную вселенную, где органично сочетаются головоломки и несложные аркадные забавы, множество оттенков серого и ржавого цветов, звуки капающей воды и топанье шлепанцев главного героя. Более того, прохождение экрана не означает его полное забвение: не раз вам придется посещать уже знакомые уголки, находя новое применение своим вещам и знакомым. Приходиться держать в голове, какие из уже использованных предметов могут пригодиться в новых условиях, ведь многие действия игрока обратимы. А чтобы не утомлять мышь частыми указаниями на смену экрана была создана система лифтов, соединяющая основные точки и позволяющая быстро добраться до нужных локаций. Сами пазлы достаточно просты, но зато логичны и редко решаются перебором. Не балуют игрока и пиксель-хантингом, - предметы и интерактивные места хорошо видны и не заставляют истязать свои глаза. Последним сварочным швом в игре идет музыка. Девятнадцать приятных мелодий, хоть и не являются музыкальными шедеврами, но изящно и точно создают атмосферу.

Перед нами добротная и оригинальная игра, сделанная на профессиональном уровне, что для России, к сожалению, еще редкость, особенно в этом жанре. Единственные нарекания могут вызвать некоторые моменты аркадных вставок и слишком небольшая продолжительность, однако на общую картину эти огрехи практически не влияют. Остается лишь пожелать Pipe успехов в своем творчестве и скорого пришествия новых, не менее уникальных проектов.

======================================================

На досуге, №51, 2003 год

Полная труба
Впервые увидев название этой игрушки, я грешным делом подумал, что компания "1С" слегка "подвинулась" умом и умудрилась локализовать супердревнюю аркаду The TUBE. Настолько древнюю, что упоминание о ней давно затерялось в десятилетнем архиве моих игровых обзоров. Однако, к счастью, мои сомнения оказались напрасными.
Уж не знаю, так ли это, но название игры созвучно с именем студии, ее создавшей, PIPE Studio, а "1С" шустренько схватилась за очередной потенциальный хит и издала его во всей своей лицензионной красе.
Как известно, российские разработчики - не западные. Чаще всего у них нет желания банально следовать "шаблону", клепая очередной клон очередного игрового хита в надежде, что глупые геймеры и так его "схавают".
Нет, наши не такие. Они все время что-то выдумывают, а когда выдумают, начинают круто над всем этим прикалываться. Чаще всего подобное происходит с жанром квестов. Думаю, с "Пилотами", "Петькой" и прочими "Штырлицами" вы давно знакомы и прекрасно понимаете, о чем я говорю.
Однако PIPE'овцы не стали эксплуатировать "раскрученных" персонажей, а решили взять да придумать своих собственных, уникальных. Получилось очень даже неплохо. Герои "Полной трубы" выглядят просто изумительно. По своей форме они отдаленно напоминают Мумми-Троллей (не путать с одноименной группой!:), но лишь отдаленно, так что в "слизывании" создателей обвинять, пожалуй, не имеет смысла.
Что и следовало ожидать, завязка игры все так же неординарна, как и ее герои. Тут нет инопланетян, захватывающих Землю, нет убийств, которые требуется раскрыть, нет байкеров на мотоциклах, нет сексуально озабоченных детективов. Зато есть мир "Полной Трубы".

Итак. В одну из ночей, впрочем, как и во все остальные, Дядя спал. И пока он спал, из-под кровати вылезла Рука Тридцать Чутыре (ИМЕННО ТАК!) и утащила... нет, даже не кошелек, а просто тапочек. Хотела спереть и второй, но не вовремя (или вовремя?) зазвонил будильник, и Дядя проснулся.
Потянувшись, он свесил ноги с кровати, засунул их в... а где ТАПОЧЕК?! Поиски под кроватью дали неожиданный результат - вместо тапочка был найден люк. А Дядя... А что Дядя? Даже не вспомнив, к чему подобные выходки в свое время привели Алису (ту самую, из Страны Чудес), он нырнул в люк - и тут началось...
Итак, что мы имеем? Главного героя весьма экстравагантной наружности. Чемодан, в который можно складывать различные предметы для последующего их использования. И, конечно же, целую компанию самых различных персонажей.

Управление героем совершенно традиционное - мышка + пара "горячих" клавиш для вызова меню и пр.
Однако кое-чего в "Трубе", как ни удивительно, нет. И это "кое-что" - общение. Вы НИКОГДА не сможете НИ С КЕМ поговорить, как ни старайтесь. Нет, персонажи в игре не просто "для мебели" расставлены, однако все взаимодействие с ними сводится к обмену теми или иными предметами.
Никто вам не намекнет, куда можно было бы пойти и что лучше было бы сделать. В "Полной Трубе" вам придется включить свою логику по максимуму, хотя одной логики, скорее всего, может оказаться недостаточно, ибо некоторые ваши действия, как оно часто бывает в квестах подобного рода, могут быть абсолютно нелогичны.
Чтобы прохождение не стало для вас слишком уж скучным, в игру включен определенный набор небольших, но динамичных аркад. К примеру, вы можете поиграть в баскетбол с Мамашей или пострелять в тире. В общем, периодически ваши мозги могут отдыхать, что бывает очень кстати.

В графическом плане "Полная труба" выглядит просто отлично. Ничего сверхвыдающегося, но все очень аккуратно и без глюков. Графика мультяшная, рисованная. Задники прорисованы заранее и поэтому выглядят на твердую четверку с плюсом (для пятерки красок маловато).

Звук обыкновенный. Милые мелодии и неплохие, но весьма немногочисленные спецэффекты.
В общем, интересный проект. Странный, забавный, необычный, симпатичный... Короче говоря, стоящий внимания. Но чтобы его понять, нужно, как говорится, "принять". Иначе без смазки мозги просто сотрутся в порошок.
А ведь началось-то все... с ПРОСТОГО ТАПОЧКА!..

====================================================
www.playground.ru
Полная труба. Мир обсурда***

Юля Шилова 26.06.2004

Полная труба - название первого отечественного квеста, чей огромный экспортный потенциал был подтвержден таким корифеем игровой индустрии, как Джон Ромеро* – известным игроделом, на чьем счету несколько отменных проектов, снискавших славу по всему миру. После посещения памятной «КРИ – 2004» он написал в своем интернет-дневнике, что на ряду с Кремлем, Красной площадью, собором Василия Блаженного, ему запомнилась игра, «кажется квест, от какой-то Pipe Studio». Наткнувшись на такое сообщение, я, если честно, некоторое время прибывала в задумчивости: неужели ему и правда понравилась эта игра? Нет, не подумайте, я всей душой болею за русские квесты, но проекты, подобные данному, редко воспринимаются западной аудиторией. И дело здесь не в исключительной атмосферности русских игр или их неповторимости. Просто они совсем другие. К примеру, в России в ближайшее время никто не создаст игру уровня Syberia, и не потому, что не могут, а так как не принято, выходит за рамки осточертевшего понятия «русская икра, водка и третьим будешь?».

Мой Дядя самых честных правил…

Но прогресс на лицо: Полная труба уже может похвастаться многим: звуком, музыкой и, что немаловажно, потрясающим главным героем. Вот с него и начнем. Во-первых: познакомьтесь, нас зовут Дядя и нам 35! А может быть все 40 – история умалчивает, а мне, как девушке, свойственной скрывать свой возраст (открою секрет: даже муж не знает точной цифры!) эта подробность личной анкеты нашего героя совершенно неинтересна. Внешне Дядя выглядит более чем странно: непонятные пропорции фигуры, странная манера поведения, прическа в стиле «А мне ведь уж 130!» и лихаческая жестикуляция сделали свое дело – оторвать глаза от монитора просто невозможно. Даже с помощью разделочного ножа, одолженного редактором (открою секрет-2: этим ножом Clane режет авторов, забывших сдать во время материалы). Вот так и живем!
Интересной особенность игры является то, что главный герой не произносит ни одного слова. В начале, это немного напрягает, так как сложно составить свое собственное мнение об этом загадочном Дяде, но потом, во второй части Полной трубы, приходит понимание, что все так и должно было быть. Иначе, вся философия Полной трубы исчезла бы, как утренний туман, в никуда, навсегда. Именно эта странная, немного пугающая, но от этого еще более прекрасная философия создателей выделяет этот квест из вороха посредственности, недостойной нашего внимания. Многие могут резонно возразить, будто бы и в других проектах российской квестовой индустрии присутствовало свое второе дно. Те, кто найдут хоть какие-то признаки разума в Страшилки: Шестое Чувство - пишите мне. Первому приславшему правильный ответ гарантирую, не открывая, стереть его послание!

Представляют немалый интерес и другие герои игры. К примеру, Яйцеглотка – да-да, именно так, слитно, без пробела (не думаете же вы, что у меня все так плохо с великим и могучим?). Казалось бы, сидит себе герой, ничего не кому не делает, ест яйца, а за них платит золотыми монетами. Но это только с виду так: на самом деле, Мошков***** и компания показали на примере этого героя апогей человеческой жадности, хитрости и беспринципности. Смотреть на него без сожаления сложно: бедный, затюканный жизнью и внешним окружением человек (?), но при этом настолько же жадный, как и известный Гобсек, моего любимого Бальзака.
А вот вам еще один пример – Надуватель. Такой же непростой персонаж, как и Яйцеглотка. Он тоже просто сидит и надувает пузыри Орбита-без-чего-то-там-со-вкусом-спелого-чего-то. И все в нем, казалось бы, предельно просто и не запутанно, но на самом деле, этот герой – настоящий монстр-непонятно-кто. Он является отцом (!) четырех крыс, которых Дядя видел на предыдущем экране, хотя Надуватель ну никак не похож на крысу. И таких примеров в игре десятки. Одни имена чего стоят: Качели, Сторож, Бабуля, Старый Пионэр и так далее. За каждым скрывается своя история, свой внутренний мир, который так сложно понять случайному игроку. Не даром на сайте проекта разработчики разместили подробные характеристики всех персонажей, дабы игрок не запутался кто есть кто и не впадал в отчаянье.
Именно герои делают Полную трубу игрой интересной, занимательной. Эти нарисованные человечки привносят в проект ту самую философию, о которой я говорила в самом начале. Они – это основа вселенной Полной трубы, без которых проект вообще не заслуживал бы никакого внимания. Удастся ли Мошкову создать подобных персонажей в своих следующих играх? Поживем-увидим, но я думаю, что Полная труба – это только начало и в дальнейшем нас ждет еще не одна захватывающая встреча с персонажами, понять которых будет сложно, но восхищаться которыми нам придется не раз!

Раскрась меня!

Но, как говорится, одним героем сыт не будешь. Не стала бы Syberia моим любимым современным квестом, не будь там помимо Кейт Уокер (и вот только не надо делать здесь скоропостижных выводов!) изумительной графики, неповторимого дизайна и просто шикарной анимации. К сожалению, ни первого, ни второго, ни третьего в Полной трубе замечено не было, что, безусловно, не есть хорошо. Даже больше – это плохо. Очень плохо! Кто там отвечал за графическую часть проекта? Так, некогда мой любимец – Мошков*****?! Халтура, не свойственная ему, но все равно, десяток розог по мягкому месту – не меньше!
Единственное, что может служить слабым утешением, так это выдержанность стиля. Если вы, уважаемые читатели помните такую забавную игру, как Падал прошлогодний снег – еще один отечественный квест, то должно быть хорошо усвоили, что пока игру не пройдешь полностью, составлять о ней впечатление опасно. Так оно и оказалось: к концу разработчики уж совсем отбились от рук и банально перестали делать пластилиновые задники, перейдя на акварель и гуашь, что являлось обманом игроков де-факто. Однако сколько бы раз я не проходила Полную трубу, расхождений с прописанным партией курсом не наблюдалось, что не может не радовать.
Все графическое оформление Полной трубы выполнено в канализационном стиле, что можно было предсказать загодя, едва взглянув на название проекта. Бесконечные локации сменяют одна другую: и везде, абсолютно везде трубы. К концу игры от них начинает мутить. В финале тошнить. Боюсь, у меня уже возникла редкая форма фобии, называемая в народе «страх перед закрытыми пространствами овальной формы». Говорите не смертельно? Поверю на слово.
С анимацией персонажей тоже проблем хватает: то притормаживает, то слишком резкая, а иногда, что уж совсем не допустимо, герой просто перемещается, не двигая ногами – где это видано? Знающие люди говорят, что патч исправляет подобные недоработки разработчиков. Ну, я же – доверчивая девушка – качала этот патч, качала и нате вам, скачала: проблемы как были, так и остались. Все. Ужас. Убью советчиков. Однозначно.
Как после всех этих графических безобразий со мной не случился инфаркт – неизвестно, но факт остается фактом: < b>Полная труба совершенно не приспособлена к нормальному общению с игроками. Дикий интерфейс, невнятное меню, которого, к слову, по началу вообще нет, и прочие проблемы игрового мира, не позволяют рассматривать произведение Мошкова***** на должном уровне. Я еще могу предположить, что с дизайном и графикой все так и задумывалось, хотя, поверить в это архаично сложно, то вот проблемы с анимацией – это уже, как ни крути, недоработка студии. Единственное, что пока оправдывает Pipe – Полная труба – их первый серьезный проект. Будем надеяться, что в дальнейшем проблем с визуализацией не будет!

Вот раньше были игры…

Признаюсь, я – фанатка старых игр (об этом вы еще прочитаете!), но при этом, ничто новое не может быть мне чуждым априори. Вот и загадочные пазлы Полной трубы уже через несколько минут активных игровых действий мне понравились. Это, пожалуй, одна из самых сильных сторон всего проекта. Начнем с того, что все загадки выверены и поставлены на те места, где им место. То есть, если вы интуитивно чувствуете, что вот тут надо сделать то-то, не бойтесь, это скорее всего будет правильно! Игра вообще обожает интуитивный ход мыслей: без него вам придется ой как сложно. Конечно, можно воспользоваться гайдом (один из них, я видала в Интернете), но все впечатление от игры при этом резко ухудшится. Главное: не бойтесь экспериментировать, и у вас все получится!
Чуть подробней хочется остановиться на аркадных мини-играх, коих в игре насчитывается аж девять штук. И это не случайно. Если игрок заскучал, а в таком антураже не заскучать не возможно, ему тут же подсовывают в меру забавную, немного философскую и совсем чуть-чуть юморную игру. Зачем это сделано? Ну конечно же для разнообразия игрового действия, а еще, Мошков***** не хотел, чтобы его < b>Полная труба превратилась в традиционный напыщенный квест, стоящий особняком от всех остальных жанров. Автору очень хотелось, чтобы любители аркад тоже обратили внимание на его игру. И дело тут не в повышенных прибылях и прочей ерунде, Мошков на данный момент, один из немногих сотрудников 1С, пекущийся о деньгах потребителей. Он якобы говорит: «Покупаете квест, получаете аркадные мини-игры, которые, могли вполне продаваться как отдельные shareware-приложения».

Печальный итог

Нам, игровым журналистам, свойственна некая резкость в высказывания, непринятие точки зрения коллег. Мы часто пишем разгромные рецензии на, в общем-то, неплохие игры. Но это обусловлено только тем, что в первую очередь, мы – геймеры, люди, для которых игры составляют неотъемлемую часть жизни. И только по этой причине я не могу поставить те же оценки, что выставили игре мои коллеги из некоторых печатных изданий. Потому что они – журналисты, а я в первую очередь законченная квестоманка и для меня важно не кто создавал игру, а что получилось в итоге. И личность Мошкова не повысила финальную оценку проекта. Извините. Шесть баллов за очень хорошую игру, приобрести которую необходимо всем истинным квестоманам!

Ало, мы ищем таланты, или Постскриптум для интересующихся
Недавно, побывав в офисе 1С, я наткнулась на интересное объявление: студии требуются профессиональные сценаристы (!), программисты, аниматоры (!), музыканты, переводчики (!) для участия в создании квестов Pipe Studio. Во-первых, хочется отметить вакансию аниматора – значит, издатели и разработчики все же осознали свои ошибки и готовы двигаться к светлому будущему. Обрадовала вакансия сценариста. Это может означать только одно: в следующих проектах студии сюжет, как таковой, все же появится. Ну и в последнюю очередь, нельзя не отметить должность переводчика для участия в локализации проектов компании. Похоже, Pipe Studio под поддержкой 1С будут выходить на международный рынок. Что же, пожелаем им удачи!
----------------------------------------------------------
* - автор имела в виду, возможно, Тома Холла, который действительно об этом писал в www.tomtomtom.com .
Том Холл - один из отцов-основателей id Software, создатель легендарных Wolfenstein 3D и Doom.

*** - орфография автора.
***** - автор имела в виду, по-видимому, Ивана Максимова.
====================================================

www.ag.ru

В играх — как в жизни. По сути, игры и есть отражение жизни, метафорическое, немножко утрированное. Взять хотя бы «Полную трубу» — чем не завуалированный симулятор современной действительности постперестроечного периода? Там тоже есть своя Семья (надо полагать, раз существует Дядя, то у него должны быть и племянники) и дело тоже развивается вокруг Трубы. Наконец, как и у нас, труба там действительно полная. Кстати, пробиваться наверх через населенный бюрократами мир Дяде придется с самых низов, полагаясь лишь на себя, несовершенство законов, да нашу смекалку (изредка — на ловкость пальцев).

Сейчас никто точно и не скажет, когда именно и каким образом вокруг главного художника проекта Ивана Максимова поселились странные человечки, чем-то напоминающие жителей Муми-дола. Они появились в один прекрасный день и стали вести себя так, словно прожили с ним бок о бок всю жизнь. Впрочем, на этот счет есть еще и космическая теория. Однажды откуда-то из глубин вселенной к нам заглянуло нейтрино. Оно пролетело сквозь голову Ивана Максимова и помчалось дальше… А Иван с тех пор стал рисовать вот таких персонажей и делать мультфильмы. Получается, «Труба» — явление космического масштаба. Существует мнение, что это нейтрино не ограничилось одним Максимовым, в той или иной мере повлияв на мироощущение всего коллектива PIPE Studio.

А началось все в далеком 1997 году. Андрей Головлев вместе с Иваном Максимовым загорелись идеей создать игру, тогда же появилось рабочее название «Полная труба». Они даже успели выложить в Сеть вполне играбельную демо-версию. Говорят, всем нравилось, народ присылал отзывы, те, кто попробовал «Трубу», спрашивали, когда и где можно будет купить полную игру… но ее так и не стали делать. Почему? Отдел маркетинга засомневался, что в нашей стране и за её рубежами найдётся достаточное количество настолько «шизанутых» пользователей, которым понравится такой проект. Уж больно необычные персонажи получились у Ивана Максимова. Мало того, они ведь не могут вести себя «нормально», у них своя жизнь, свои понятия, они иногда такое вытворяют… Но прошло время, и когда уже в 2002 году авторы предложили издательству «1С» выпустить-таки «Полную трубу», те согласились. То ли маркетологи стали с годами ближе к разработчикам и обрели способность тоньше чувствовать настроения игроков, то ли сами игроки за эти пять лет изменились в «нужную» сторону. Оба варианта имеют право на существование. А старое демо до сих пор можно найти на раритетных компакт-дисках, прилагавшихся в 1997-1998 гг. к бумажным игровым журналам.

Странно, что игр, подобных «Полной трубе», вышло не так уж много, несмотря на популярность сериала Gobliiins (в начале-середине 90-х считалось моветоном не поиграть хотя бы в одну из частей). Да что там говорить, их можно пересчитать по пальцам одной руки. В России к редкому подвиду относятся две части «Братьев Пилотов» и, условно, «Новый Бармалей». Но поскольку все они появились довольно давно, ниша была свободна. Творцам из PIPE Studio выпал отличный шанс. Хотя, если разобраться, это не шанс, а каждодневная напряженная работа.

Разработка игры — процесс довольно тягучий, но в случае с «Трубой» он проходил в приятной атмосфере. Действительно, нельзя же делать такой дурдом с серьёзным лицом. Нет, конечно, художники, мультипликаторы и программисты, приходя с утра на работу и садясь за свои компьютеры, не начинали тут же смеяться, и не смеялись так все 8 часов с перерывом на обед. Но в организме, видимо, что-то накапливалось и временами прорывалось наружу, зачастую в виде неадекватной реакции на самые обычные вещи. Как-то в офис к разработчикам зашёл местный участковый милиционер со словами: «А где у вас огнетушитель?». Тут он увидел, как Иван Максимов, сидя за компьютером в цилиндре (это его демисезонный головной убор — настоящий антикварный цилиндр, купленный им в Швейцарии) вырисовывает на мониторе своих ни на что не похожих персонажей, и минут 10 молча стоял и смотрел. Все попытки вывести представителя органов правопорядка из ступора оказались безрезультатными. Понемногу народ успокоился и занялся своими делами. Ещё через 5 минут участковый развернулся и стремительно покинул офис, не сказав ни слова. От дружного смеха затряслись стены. А Иван продолжал молча и злорадно пририсовывать Дыр-Теменоту седьмую руку.
Благодаря самоотверженному труду команды разработчиков мир «Трубы» получился целостным и живым. В нем есть свои причинно-следственные связи, а герои взаимодействуют друг с другом. Жаль, что понять их не всегда легко и просто, из-за чего игра из незатейливого времяпрепровождения превращается в настоящую головоломку в прямом смысле этого слова. Но уж если осенит, то радость от собственноручного решения очередной головоломки затмевает накопившееся разочарование (застревать приходится постоянно). «Полная труба» — первая игра за последние три года, которую я проходил на пару (а вернее, наперегонки) с товарищем, делясь с ним опытом и выслушивая его теории решения той или иной зубодробительной задачки.
Отдельного упоминания заслуживают аркадные элементы. По большей части они удачно вписались в общий стиль игры, органично дополнив квестовую часть, но все же есть пара мест, вызывающих нарекания. На мой взгляд, не очень хорошо реализованы прыжки с качелей и прыжки на животе Батуты. Вроде бы ничего сложного, а действует на нервы. Особенно на пятнадцатой попытке — после каждой из них Дядя неторопливо возвращается к исходной точке. Но даже это не портит общего настроения — повторюсь, «Полная труба» очень вовремя заняла давно пустующую нишу.
Я рад, что у PIPE Studio и «1C» получилась замечательная, крепкая, добротная игра, которую не стыдно рекомендовать друзьям и просто знакомым и незнакомым людям. Интересно, каким будет их новый проект…

P.S. На своем сайте Том Холл, один из отцов-основателей id Software, в числе вещей, поразивших его в Москве, назвал компьютерную игру Full Pipe.