Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 
поддержать сайт ivanmaximov.ru
 
Яндекс-деньги  100р.
с карты Visa и MasterCard
 
 

 

 

 

 

.

статьи - press

2012 НЫНЧЕ №1 А.Миролюбов, М.Каралов

Все, что нам нравится в Твери
НЫНЧЕ №1(1)/2012

Иван Максимов – известный российский режиссер-мультипликатор, снявший такие попу-лярные на просторах Сети фильмы как «Дождь сверху вниз» (2008), «Ветер вдоль берега» (2004), «Туннелирование» (2005) и другие. В 1993 он по-лучил «Золотого медведя» Берлинского кино-фестиваля за лучший короткометражный фильм («Болеро»). Ну а тем, кто его мультфильмов не смотрел, Иван Леонидович наверняка знаком по своей дизайнерской работе – логотип так знако-мой всем с детства приставки «Денди» разработал именно он.
Наша беседа состоялась в рамках 3-го фестиваля короткометражного кино и анимации «Метры».
- Я вот гляжу, вы просматриваете некоторые фильмы из конкурсной программы на ноутбуке. Для вас вообще принципиален размер экрана, на котором смотрите кино?
- Просто иногда кино не «рассмотреть» даже на большом экране, если там какие-то важные мел-кие детали, например. Да и вообще это зависит от того, с какого ряда ты смотришь кино. Я вот, на-пример, в юности часто ходил смотреть фильмы в первом ряду. Мне нравилось, что я могу ноги вытянуть, было приятно, как будто я сижу перед большим телевизором. Мы садились там, шутили о чем-то своем. Помню, как ходили в кинотеатр «Россия» (ныне – «Пушкинский»-прим.ред.) смотреть «Мимино» по многу раз.
- Мне не совсем нравится это слово применительно к кино, но вот «авторские» фильмы, как мне кажется, лучше смотреть одному, когда никто не мешает в зале. Может и здорово, что на них ходит не так много зрителей.
- Эффект бывает разный. Если смотришь какой-то блокбастер, то количество человек, которые смотрят вместе с тобой, создают особую атмосферу, вовлечены в происходящее на экране. Это как концерт группы уровня Led Zeppelin, где-нибудь на холме, он еще не начался, но собралась толпа и ты уже чувствуешь эту эйфорию.
- Можно ли сказать, что через весь фестиваль сквозила какая-то единая тема, и в данном слу-чае она была студенческой? Студенческий дух в создании короткометражек, молодые ведь ав-торы, в основном.
- Можно сказать и так. Я как-то был в жюри фе-стиваля «Святая Анна». Были там и вот такие сту-денческие фильмы, а были такие, как будто из кинопроката. Иными словами, есть фильмы, где играют создатели и их друзья, а есть такие, куда позвали актеров из первой обоймы, таких как Сергей Маковецкий, Андрей Стеклов. Ну как их можно сравнивать! С одной стороны студенче-ский фильм о первой любви, с другой – профессиональный, задействующий известных артистов. На том фестивале было кино «Завтра день рождения» - первая роль Маши Шалаевой, позднее знаменитой Русалкой. Фильм о том, что девочке завтра будет 16 лет, а она ничего не успела, переживает, что уже старуха. Такое трогатель ное кино, когда молодой автор чувствует тему, я не могу сравнивать с профессиональными фильмами, и последние жюри вообще не рассматривало. На что их авторы, конечно, обиделись. Студенческие фильмы надо отбирать такими доморощенными – так, чтобы это прямо «на коленке» было сделано.
- В продолжение последнего вопроса. Можно ли сказать, что фестиваль за конкретный год может уловить какую-то тенденцию, даже, быть может, общероссийскую? Ведь костяк конкурсной программы – отечественные работы.
- Конкретно за мультипликацию я могу сказать, что никаких тенденций нет. Есть определенные движения, тенденции в самих школах. Например, сейчас в большом количестве французские анимационные школы ориентируются на созда-ние 3D. Просто появилась такая востребованная специальность. Быть 3D-шником сейчас выгодно: тебя могут позвать и на Pixar и в Disney, вообще в Голливуд. Это стало выгодной профессией. А какие-то школы, напротив, остались при сво-ем, с акварелью, пластилином, рисунками, кукольными работами. Это совсем другая стезя, и она не меняется из года в год. То есть кто-то сто-ит на своем: кто-то меняется с прицелом на но-вую профессию.
- Кстати, о профессии. Вы помните тот мо-мент, когда решили для себя, что будете заниматься мультипликацией?
- У меня такого конкретного решения не было. Я был физиком и узнал, что есть возможность посту-пить на режиссёрские курсы, собственно, я даже не успел прочувствовать момент и пошел сразу, не го-товя себя к этому. Позже я понял, что мои скопившиеся навыки хорошо подходят к этой профессии. Оказалось, что знания физики очень полезны в анимации, потому что все, что делает персонаж, зависит от автора. Если в игровом кино ты под-бросил мячик в воздух и снял его, и он сам у тебя будет отскакивать, то здесь у нас в мультиплика-ции надо продумывать такие моменты.
- Как вы относитесь к 3D мультфильмам? И что вы думаете о российских опытах в этой области, которые стали появляться в послед-ние годы?
С точки зрения профессионализма, у нас в стра-не есть очень хорошие специалисты по 3D, любой Pixar может позавидовать. Но нет смысла в России делать Голливуд. Голливуд имеет достаточно воз-можностей, чтобы заполнить своей качественной продукцией весь мир. Пытаться их переплюнуть не нужно, это бесполезное занятие, все равно они сде-лают как минимум не хуже. Поэтому, пусть они де-лают свое. В России есть свои вещи, которые аме-
риканцы делать не могут, поэтому надо двигаться в этом направлении, делать то, чего они не умеют. А исходить из вопроса цены, создавать только пото-му, что наше будет дешевле чем «их», не надо, все равно это очень быстро устареет и станет не нужно. Лично я по этому поводу могу сказать, что те, кто смотрят мои фильмы – это 10-15% от общей ауди-тории мультипликации, это мои зрители, которым нужно мое кино. Достаточная цифра, чтобы зани-маться этим. Необязательно делать то, что посмо-трят остальные 90%.
- А вы могли бы описать свою аудиторию?
Я думаю, это все шизоидные люди. Шизотимики. Про шизоидность я точно уверен. Кроме того, есть люди, которые любят психодел. Я, честно говоря, наркотиков не употребляю и наркоманов не поддерживаю. Но людям, которые употребляют (а их с каждым годом все больше и больше становится), кажется, что мои мультфильмы могли быть сделаны только под воздействием чего-то для них родного. Соответственно, аудитория расширяется. Люди, которые ищут психоделику, найдут ее где угодно, даже в «Чебурашке» - это к вопросу о выискивании скрытых смыслов.
А сам я как зритель вообще люблю нечто позитивное. Многие красивые, прекрасно сделанные фильмы не люблю из-за их негативного посыла, послев-кусия. Для меня это идет уже в минус. Даже легендарный мультфильм «Потец» я, конечно, скачал, когда нашел, но смотреть такое сейчас – не по мне, хотя я помню, что была очень красивая картинка.
- А для какого «себя» вы делаете мультфильмы? Для вас взрослого, сформировавшегося, или для ребенка, который сидит внутри?
Я неотделим от своего «внутреннего ребенка». Я делаю фильм таким, каким хотел бы увидеть его сам.
- Есть же еще и такой ярлык как «мультфильм для взрослых».
Да, но я их не люблю. Я вообще не люблю взрослых. Потому что они испорченные, подобно испорченным яблокам, такие перезревшие. Некоторые дети портятся и становятся взрослыми. И мне не хочется этому потакать. Я могу понять, что когда дети созревают, они интересуются разными вещами, сексом, например, но они при этом еще не испортились. А потом, когда вырастают, начинают интересоваться бизнесом, карьерой, деньгами – символ протухлости, этого я не люблю и не понимаю.
Артем Миролюбов, Магам Каралов